Гунби (工笔) — романизированное произношение иероглифов «кун-пи», что в переводе с китайского означает «тщательная кисть» — стиль или техника академической реалистической китайской живописи. Гунби является противоположностью свободного и экспрессивного стиля се-и (写意) — «живописи идеи». Картины се-и спонтанны, пишутся на одном дыхании и это приближает их к каллиграфии.

В технике гунби используется чёткий прорисованный контур со всеми подробностями, без какой-либо независимой, экспрессивной вариации. Это, с одной стороны, ограничивало художника в свободе взгляда на объект, но с другой — дает последующим поколениям представление (максимально приближенное к реальности) о прошлом культуры Китая — архитектуре, моде, а также о бытовой жизни придворной знати и правителей, так как основными темами до VII-X веков были фигурные жанровые композиции, изображения мудрецов, портреты благородных мужей («Шидафу-хуа») и повествовательные сюжеты.

Стиль живописи гунби зародился около 2000 лет назад, при династии Хань (206 до н.э. — 220 н.э.), когда политическая стабильность Хань и её процветание благоприятствовали развитию и популяризации искусства. Наивысшим расцветом техники принято считать эпохи Тан и Сун (с VII по XIII века), когда эти утонченные картины были одобрены императорскими семьями и начали коллекционироваться в дворцовых покоях. У императора был целый штат художников, работавших только в этой технике. Свитки хранились в строжайшей тайне во дворце императора, покоях богатых семей и передавались по наследству.

Особенности техники гунби

Сначала создается эскиз будущей картины на бумаге. Затем подготавливается основа. Это может быть шелк или тонкая невпитывающая влагу бумага. Сырец шелка не пропускает воду, поэтому его обрабатывают составом, содержащим клеевую основу и сырец. Это позволит минеральным краскам лучше держаться на шелке.

Под готовую основу кладется эскиз картины и, так как и шелк и бумага достаточно прозрачны, рисунок хорошо просматривается и его можно легко срисовать на основу. Для этого используется тушь (смесь золы и клея животного происхождения), растертая с водой. В качестве инструмента нанесения контура используется жесткая тонкая кисть из волчьей шерсти. Необходимо следить за толщиной нисходящей и восходящей линии, а также за тем, чтобы контур каждой детали рисунка был тщательно прорисован.

Затем, художник переворачивает шелк и наносит белую краску на все участки рисунка, которые должны быть раскрашены светлыми тонами, а темную (почти черную) краску наносит на все темные участки. Это создает необходимый фундамент для будущей картины, так как шелк очень тонкий и прозрачный материал. Художник, уподобляясь строителю, возводит свое творение слой за слоем. Таким образом, цвет становился более насыщенным.

Для нанесения красок использовались кисти из бамбука и шерсти домашних или диких животных. Кисть из шерсти домашней овцы очень хорошо вбирает воду и прекрасно подходит для нанесения легких прозрачных мазков. Такой кистью можно легко создавать плавный переход от более насыщенного оттенка к более слабому в рамках одного тона. Такая кисть имеет пухлое утолщение и тонкий узкий конец. В процессе нанесения красок, художник может держать в одной руке до трех кистей одновременно, ловко меняя их между собой. По завершении нанесения всех цветов, художник еще раз прописывает контуры тонкой волчьей кистью.

Контуры гунби называются «костями» картины, а ее мясом — краски. Существует также стиль могуфа, что означает «бескостная» живопись, когда контур не играет важной роли и зачастую игнорируется полностью.

Техника гунби практически не изменялась на протяжении VII — XX веков и сегодня существует большое количество школ по всему миру, преподающих гунби.

 

Ниже представлены фрагменты свитковой живописи самых известных китайских художников техники гунби по хронологии от VII до XVII веков.

Янь Либэнь (ок. 600-673 ) . Свиток тринадцати императоров (фрагмент), VII в.
Чжан Сюань (713-755). Весенняя прогулка, (фрагмент свитка). Копия XII в. Музей провинции Ляонин, Шэньян Чжань Сюань (713-755). «Весенняя поездка»  © comuseum.com
Чжоу Фан (ок. 730-800). Придворные дамы с цветами в причёсках, (фрагмент свитка), VIII в. Музей провинции Ляонин, Шэньян
Гу Хучжон (937-975). «Ночная пирушка у Хань Сицзая» (фрагмент свитка), X в.
Император Хуэй-цзун (1082-1135). «Журавли» (фрагмент свитка), 1112 г.
Тан Инь (1470 – 1524) «Рыбаки на осенней реке», 1523 г.
Цю Ин (1494-1552) «Весеннее утро во дворце Хань», XVI в.
Чэнь Хуншоу (1598-1652). «Магнолия и вертикальный камень», XVII в.

В поздний период правления династии Тан (IX — X века) жанровая живопись отходит на второй план, уступая место картинам, изображающим птиц и цветы — «хуа няо». Данный жанр складывается под влиянием даосско-буддийской концепции о великом в малом. Существует более десятка разновидностей жанра хуа няо, специализирующихся на природных мотивах, таких как бамбук, цветущая вишня или орхидея. Каждый из этих поджанров имел свои каноны и школы, но ценитель хуа няо любых направлений должен владеть языком символов, чтобы «читать» картины. Под влиянием хуа няо в XIV веке жанр «цветы-птицы» проник в искусство Японии и Кореи.

Со временем многие жанры китайской традиционной живописи слились в более общее обозначение «Гохуа», буквально означающее «Живопись нашей страны». Это обозначение было создано на стыке XIX — XX веков как противопоставление масляной европейской живописи, стремительно набирающей популярность в Китае.
__________
chine-culture.com
dveimperii.ru
arts.cultural-china.com
vam.ac.uk