Камада Кодзи
Камада Кодзи

Представьте момент создания всего сущего, когда наша новорожденная вселенная была всего лишь сгустком газов, элементов и бесконечного пространства. А теперь представьте, как это будет выглядеть, когда весь этот хаос будет заточен в одной единственной чайной чашке в остановившемся моменте творения, воплощенного в прекрасном изделии, которое вы держите в своих руках и осознаете течение времени.

Внутри довольно скромной печи, расположенной в восточной части Киото, художник стиля тэммоку Камада Кодзи создает невообразимой красоты керамические изделия. Вышедшие из земли и прошедшие крещение огнем, его работы наполнены тайной, энергией и мерцающим светом.

Начало пути

Карьера Камада Кодзи как керамиста началась в 1968 году под руководством его учителя Тадаси Симитсу, когда он решил посвятить свою жизнь созданию гончарных изделий. В течение этого раннего периода Камада обжигал горшки в ноборигама (тип печи, когда на склоне горы строятся несколько печей, соединенных в одну длинную цепь) неподалеку от улицы Годзё-дзака в Киото. Именно здесь родились его тэммоку, с их изменчивыми глазурями, смешенными с обаянием молодого художника.

Когда в 1980 году ноборигама была закрыта, он решает продолжить свои исследования «неуловимых» глазурей, обжигая керамику в своей собственной печи в своем доме в районе Фусими в Киото. На сегодняшний день, Камада Кодзи один из немногих японских керамистов, который посвятил свою жизнь исследованию и созданию тэммоку. Через годы экспериментов и терпения он ясно продемонстрировал современное исполнение древних китайских глазурей, а также создал себе репутацию одного из выдающихся современных художников керамики из Киото.

В загруженном расписании выставок Камада Кодзи есть несколько престижных японских галерей от департаментов и небольшое количество маленьких выставочных залов. В добавок, его чаши для чайных церемоний (тяван), чаши для саке и сосуды покорили как отдельных коллекционеров, так и заграничные музеи. В 2005 году его работы получили грант на постоянную экспозицию в Нью-Йоркском музее Меттс (Metropolitan Museum of Art). Комментируя свою растущую международную популярность Камада говорит: «Я надеюсь, что люди, живущие в современном мире, где бы они не находились могли бы по-настоящему понять радость преодоления языковых барьеров, чтобы оценить тэммоку».

Связь с небесами

На вопрос о причине его раннего интереса к тэммоку, Камада объясняет: «С самого детства, я был заворожен тайнами космоса и звездами, что наполняют небо. Именно в тэммоку я ощущаю подобное чувство. Тот момент, когда глазурь изменяется под действием огня внутри печи и есть суть гончарного искусства и это же причина обаяния моих работ тэммоку». Эта ассоциация между тэммоку и небом не просто метафора. Термин тэммоку родился в Китае во времена правления династии Сун (960-1279) и использовался по отношению к чашам для чая, чье название можно перевести как «небесное око». Территориально термин родился на горе Тьенму , где эти чаши производились и использовались. Отличительной особенностью тэммоку можно назвать глазурь ю-яку, содержащую в своем составе железо 5-7% и, которая очень похожа на лак и формирует на поверхности масляные пятна. «Железо в глазури ю-яку придает керамике уникальный металлический блеск, — говорит Камада. — Глазурь в печи тает, а пузырьки, когда лопаются, кристаллизуются во всевозможные узоры».

В XIII веке чаши тэммоку были вывезены в Японию буддийскими монахами, возвращавшимися с обучения из китайских храмов (в частности с горы Тьенму). Чаши эти были чрезвычайно высоко оценены сёгуном Асикага (семейная династия, составляющая сёгунат с 1338 по 1568 года) и использовались исключительно для развития чайной церемонии в Японии. С этого времени, они заняли почетное место в истории и развитии тя-но-ю (чайной церемонии).

Чаша ёхэн ютэки тэммоку. Камада Кодзи.
Чаша ёхэн ютэки тэммоку. Камада Кодзи.

Глазури и форма

В основе творчества мастера лежат две глазури — ёхэн и ютэки сохранившие характерные им особенности, но объединенные в одной ёхэн ютэки. В этой глазури отличается соотношение оксида железа, полевого шпата и древесной золы. Во время обжига при температуре примерно в 1232º С древесная зола начинает отделяться от более тяжелого слоя с оксидом железа, образуя на поверхности эффект перьев.

Справка

  • Ёхэн проявляет эффект заячьего меха и возникает он при обжиге в печах наподобие тех, что используются в Бидзэн, когда пепел на полу печи поднимается и оседает во время обжига на изделии.
  • Глазурь ютэки перегружена оксидами железа, которые при медленном остывании формируют на поверхности чаш переливающиеся масляные пятна.

Помимо ёхэн ютэки Камада Кодзи использует и свою собственную глазурь, с которой он дебютировал в 2007 году после почти десяти лет экспериментов — ёхэн сико. Фиолетовый оттенок очень требователен к обжигу и даже сам мастер признает, что еще не в полной мере овладел этой глазурью. Тем не менее, уже те изделия, которые он демонстрирует сейчас, выражают потустороннюю суть тэммоку — близость к небесному.

Чаша ёхэн сико тэммоку. Камада Кодзи © jcrafts.com
Чаша ёхэн сико тэммоку. Камада Кодзи © jcrafts.com
Чаша для сакэ ёхэн сико. Камада Кодзи © 2000cranes.com
Чаша для сакэ ёхэн сико. Камада Кодзи © 2000cranes.com

Другая фирменная глазурь, которую мастер активно использует и, которая оказала влияние на его поиски новых форм изделий — гинсё тэммоку. В выявлении самобытных патернов глазурей тэммоку важную роль играет гравитация. Стекая по пологой внутренней стенке чаши, рисунок в виде пятен начинает проявляться в движении к центру. Совсем иная ситуация с глазурью гинсё тэммоку. Характерные пятна проступают на любой поверхности одинаково вне зависимости от угла стенки изделия к прямой поверхности.

Чайница гинсё тэммоку. Камада Кодзи © Flickr.com
Чайница гинсё тэммоку. Камада Кодзи © Flickr.com

Конечно работы Камада делают такими привлекательными не только ослепительные глазури. Точность выполнения, с которой они выполнены также впечатляет. Это не только вопрос технического мастерства, но и вопрос комфортного использования. Содержание железа в глазурях тэммоку делает эти чаши поистине тяжелыми, поэтому есть необходимость создавать сами чаши тонкими для того, чтобы их было легко держать в руке.

Камада говорит о процессе создания тэммоку: «Необходимо, чтобы процессы формовки, глазурования и обжига были в согласии друг с другом – гармония элементов – вот основа гончарного искусства. Только тогда это творение удовлетворяет своей полнотой и совершенством».

«Не все то золото…»

Для Камада Кодзи прошло много лет экспериментов в совершенствовании его собственного стиля тэммоку. К удивлению ни одно из его творений не содержит добавок золота или бронзы, а его творения выглядят как драгоценный метал.

Древняя поговорка гласит «не все то золото, что блестит». Эта поговорка ничуть не умаляет мастерство Камада Кодзи. Чаша с мерцающим светом небес , захваченным в ней стоит того золота.

Краткая биография

1948 — Родился в Киото.
1968 — Начал заниматься керамикой под присмотром Тадаси Симитсу.
1969 — Окончил Муниципальный Институт Керамики в Киото.
1971 — Начал изучать стиль тэммоку при ноборигама в Годзё-дзака, Киото.
1973 — Выиграл первую местную выставку Традиционного Японского Ремесла в Кинки.
1976 — Был принял в Японское Общество Керамического Искусства.
1977 — Провел первую персональную выставку в Центральной Галерее в Осаке.
1980 — Провел первую персональную выставку в галерее департамента Такасимая в Киото.
1984 — Провел первую персональную выставку в галерее департамента Митсукоси в Токио.
1990 — Был принят в Японскую Ассоциацию Искусства Зеленого Чая.
1997 — Принял участие в выставке «Тэммоку и Селадон» в галерее Дай Ити Артс в Нью-Йорке.
1990 — Провел тридцатую юбилейную выставку в галерее департамента Такасимая в Токио.
2005, 2006 — Его работы приобретает Нью-Йоркский Метрополитан Музей Искусства.
2012 — Филадельфийский Музей Искусства приобретает его работы.
__________
2000cranes.com
japantimes.co.jp