Суэки (須恵器) или керамика Суэ — вид керамических изделий, обычно серых оттенков (от серо-черного и коричневато-серого до серо-голубого), появившихся примерно в III веке н.э с Корейского полуострова и просуществовавший в Японии в периоды Кофун, Нара и Хэйан. Имеют много общего с керамикой Конфедерации Кая (ныне регион Кенсан).

© d-munahaku.com
© d-munahaku.com

История термина

Термин был введен в 1930 году археологом Гото Сюити, который ссылался на сосуды, упомянутые в классической антологии поэзии Манъёсю VIII века н.э.. До этого керамику Суэ называли Иваибэ или Иваибэдоки (祝部土器) — «церемониальная керамика».

Обжигалась керамика Суэ при температуре свыше 1000º С — в печи, называемой «анагама» (ямоная печь) из-за своего строения. Обжиг в анагама происходил при восстановительном режиме, то есть керамика была изолирована от кислорода и газов, вырабатываемых горящим топливом, что и придавало изделиям серый оттенок. Керамика Суэ была тонкой и неглазурованной. Однако, пепел, оседая на стенки сосудов, образовывал пепловую глазурь.

Технология построения этой печи была завезена в Японию с Корейского полуострова тогда же — в V веке, и представляла собой печь, построенную над глубокой ямой и имевшей только 2 отверстия: одно – для выхода дыма, другое для загрузки дров.

Сосуд Суэки Высота: 37.5 см Период Кофун (6 в н.э.) Национальный Музей Киото
Сосуд Суэки Высота: 37.5 см Период Кофун (6 в н.э.) Национальный Музей Киото

Изделия Суэки были предназначены как для обыденных нужд, так и для ритуальных. Последние, в частности, представляют собой постаменты, пьедесталы и чаши, украшенные резными отверстиями треугольных, прямоугольных (реже круглых) форм и орнаментом в виде линий и зигзагов. Часто встречаются образцы керамики Суэ с лепными фигурками, изображающих борцов сумо и сцены охоты.

Сосуды Суэки считались благородной керамикой, почитались в аристократических кругах и преподносились в качестве погребальных даров умершим правителям и представителям знати. Множество образцов керамики Суэки было найдено при раскопках курганов периода Кофун.

К VII веку авторитетность керамики Суэ была подорвана массовым повсеместным производством и появлением трехцветной керамики Сансай из Китая, где в то время правила династия Тан. В эпоху Хэйан (794 — 1185) Суэки окончательно становится утилитарной утварью, но становится родоначальником некоторых других типов керамики, например Бидзэн.

 

__________
kyohaku.go.jp

the-anagama.com
Дж. Э. Киддер. Япония до буддизма. Острова, заселенные богами.; пер. с анг. О. Милова — Москва: Центрполиграф, 2003. — 286 с.: ил. ISBN: 5-9524-045
Жущиховская И.С. История керамики Восточной Азии. Уч. пособие. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2001.
Ксенофонтова Р.А. Японское традиционное гончарство Х1Х–первой половины ХХ в. М., 1980.