В августе 2014 года в Российском Этнографическом музее прошла выставка современного фарфора из Киото — Кё-яки автора Ито Нандзана 伊藤南山, который является мастером в третьем поколении. Он создает изысканную, яркую и насыщенную по колориту утварь для чайных церемоний с применением техники кочи.

Фарфор из Киото или Кё-яки пожалуй единственный фарфор в Японии, который славится богатейшим разнообразием стилей и техник за всё время его существования.

Ито Нандзан. Коро (коробочка для хранения благовоний) с драконом.

Из истории Кё-яки

Кё-яки — керамика и фарфор, производимая в Киото с середины XVII века, почти параллельно с фарфором Арита. Только в отличии от Арита, фарфор Кё-яки был ориентирован не на внешний рынок, а на внутренний и удовлетворял вкусам императорского двора и знати. Изделия Арита чаще всего были без подписей, что весьма обоснованно — конвеерное производство фарфора для европейского рынка не требовало подписей. Фарфор из Киото, напротив, был исключительно авторским и имел клейма мастеров, таких как Огата Кэндзан, Нономура Нинсэй, Аоки Мокубэй.

Фарфор Кё-яки богато украшен многоцветной надглазурной росписью эмалевыми красками, чья гамма очень широка. По сей день фарфор декорируется с использованием таких техник, как рельефные оттиски, перегородчатая эмаль(сиппо), а также техника кочи.

Техника кочи

Кочи 交趾 — нанесение контура орнамента на поверхность бисквита изделия путем выдавливания глины из конуса с отверстием на конце. Далее в образовавшиеся ячейки кистью наносились эмалевые краски. Техника зародилась в южном Китае, известна своими яркими оттенками желтого, зеленого, голубого и фиолетового и получила название от городка Кочи или Кочин во Вьетнаме, с которым у Китая в то время были торговые отношения.

Ито Нандзан. Сосуд для воды — Мидзусаси
Ито Нандзан. Коро — коробочки для хранения благовоний.
Ито Нандзан. Чаша для чая.

__________
toukaen.jp/blog
www.toukaen.jp