Декоративный эффект прозрачности в форме рисовых зерен проявляется, когда изделие стоит против света. Китайский фарфор имеет репутацию высококачественной продукции с тончайшим дизайном. В этой статье мы рассмотрим конкретный вид фарфора, который был назван «рисовый фарфор» или «Рисовое зерно» — в честь метода его изготовления. Термин, на самом деле, относится к декоративной технике, которая предполагает вырезание отверстий на поверхности необожженного керамического изделия, а затем глазурование. После обжига глазурь собирается в отверстиях, что делает отверстия полупрозрачными, в то время как остальная поверхность свет не пропускает.

Эволюция в технологии изготовления фарфора

Изготовление керамики и фарфора приобрело художественную силу во время династии Тан. Более чистое сырье, новые методы лепки – все это позволило создать широчайший диапазон форм с мелкими деталями.

Самый первый и главный императорский фарфоровый завод находился в городе Цзиндечжень (провинция Цзянси). Миссионер-иезуит по имени Пэре д’Антреколь установил отсчет фарфорового производства с описанием методов, используемых на заводе в двух письмах от 1712 и 1722 годов. Письма были первыми подробными отчетами об изготовлении китайского фарфора, которые когда-либо читали в Европе.

В 1930 году на выставке в Вене был представлен фарфор австрийской художницы Friedl Kjellber в технике «рисовое зерно» (техника известна со времен правления императора Цяньлуна (1711-1799)). Это событие привело к распространению данной техники в Северную Европу. В следующее десятилетие, «рисовый фарфор» серийно выпускался компанией «Arabia» в Финляндии. Был создан целые отделы, которые специализировались на деликатном процессе изготовления «рисового фарфора».

Рисовый фарфор назван так потому, что его резные отверстия напоминают рисовые зерна.

Как уже упоминалось в начале данной статьи, термин  «рисовый фарфор» ссылается на метод, используемый для  украшения поверхности фарфора путем вырезания  отверстий в форме, напоминающих рисовые зерна до глазурования. Затем глазурь заполняет вырезанные области, создавая тонкую оболочку в отверстиях, что  позволяет свету проходить насквозь после обжига.
Имеются вариации этой техники, когда отверстия остаются незаполненными и тогда изделие напоминает кружевную ткань. Эта техника называется Линглунг или «Дьявольская работа». Существуют расхожие данные о происхождении техники рисового фарфора. На сайте азиатского искусства эксперт Ян-Эрик Нильсон утверждает, что рисовый фарфор был изобретен в Турции в XIV веке еще до его появления в Китае. Другие источники сообщают, что техника эта была изобретена в Китае в XVI веке.

Рисовый фарфор в наши дни

Техника рисового фарфора теряла свою популярность в разные периоды времени, но полностью она не была забыта. Сегодня, рисовый фарфор снова очень популярен, так что его можно найти почти в любой азиатской кухне и фарфоровых магазинах во всем мире. Наиболее распространенными образцами рисового фарфора являются сине-белые блюда и чаши с изображениями цветов, рыб или дракона в центре. Технический прогресс сделал возможным производить продукцию, подражающую технике рисового фарфора при помощи машин. Из-за того, что черепок этого фарфора очень хрупкий, до сих пор получить такой декор механически чрезвычайно трудно. По этой причине, по-прежнему большое значение в производстве этого фарфора с интригующе мерцающей конструкцией имеют высококвалифицированные ремесленники.

__________
en.radio86.com