В деревне Кутани (Префектура Кага) случайным образом при освоении золотой жилы были обнаружены кварцевые залежи и фарфоровый камень у горы Идзуми. И в 1655 году местный правитель Маэда Тосихару способствовал постройке первой печи под управлением Гото Сайдзиро (1623-1704).

Для изучения техники создания фарфора и росписи Гото Сайдзиро был направлен своим господином в Ариту, где поступил в ученики к Сакайда Какиемону.

 Ко-Кутани или Старый Кутани (古九谷) прим. 1655-1704 гг.

По сей день идет спор о том, что первые изделия Ко-Кутани были произведены в Арита, но в отличии от последнего, Ко-Кутани изготавливался для внутреннего рынка.

Белая глина в Японии отличалась высоким содержанием железа и других примесей, поэтому черепок не обладал нужной белизной, был весьма тяжелым, крупнозернистым. Непластичность сырья не позволяла использовать гончарный круг и формовка производилась на специальных формах. В произведениях гончарного мастерства Ко-Кутани можно увидеть желтоватый оттенок фарфорового черепка с инородными вкраплениями. Часто, чтобы скрыть этот «дефект», мастера полностью расписывали поверхность изделия надглазурными эмалевыми красками.

Выделяются два основных стиля росписи Ко-Кутани

Фрагмент блюда Ко-Кутани. © www.kutani-mus.jp

Первый — Госайтэ («пятицветный») или Ироэ («многоцветный»). В этом фарфоре использовались насыщенные эмалевые краски — зеленый, синий, фиолетовый, желтый и красный. Роспись осуществлялась надглазурным методом. Центр изделия заключен в картуше с китайскими традиционными сюжетами эпох Мин и Цин, изображениями птиц и цветов, а также пейзажами. По внешнему диаметру изделия располагались природные и (или) геометрические орнаменты. Последний мог быть единственным декором, как продемонстрировано на иллюстрации ниже.

Блюдо Ко-Кутани с геометрическим орнаментом и двойными фениксами. Надглазурная роспись. XVII век. © www.ishibi.pref.ishikawa.jp

Был распространен в Ко-Кутани Ироэ и такой тип фарфора, когда большие участки черепка оставались недекорированными. Этот прием давал композиции гармоничность и легкость, сродни той, что свойственна свитковой живописи тушью.

Блюдо Ко-Кутани

Второй стиль Ко-Кутани — Аотэ («сине-зеленый»). Поверхность изделий этого стиля полностью покрыты росписью с использованием фиолетового, желтого и зеленого глянцевых красок, где зеленый — основной цвет.
Живописная манера, густые яркие краски, подчас полное покрытие поверхности изделия и выходящий за рамки изделия рисунок — все это создает ощущение глубины изображения.

Блюдо с веерами. Аотэ. © metmuseum.org

По таинственным причинам производство Ко-Кутани пришло в упадок через 50 лет и печи закрылись почти на век. Некоторые исследователи связывают закрытие печей с кончиной Гото Сайдзиро и его покровителя. Другая версия связана с контрабандой фарфора Ко-Кутани. Еще одна гласит, что изделия печей Кутани подпали под очередной декрет правительства о запрете на роскошь. 

Мокубэй (木米) 1805-1816 гг.

Название стиля произошло от имени мастера Аоки Мокубэй (1767-1833), который был приглашен в Кутани для возрождения керамического производства после ста лет упадка.

До приезда в Кутани, Мокубэй уже снискал славу в Киото как керамист, интеллектуал, знаток китайской живописи и мастер чайной церемонии сентя (листовой зеленый чай). Создавал утварь для чайной церемонии.

Керамика Мокубэя также, как и Ко-Кутани пятицветная — Госай, но главной чертой стиля мастера стал багряно-красный цвет, который служит фоном его изделий.

Не стоит, однако, считать такой тип керамики единственным в творчестве Мокубэя. Мастера создавал также изделия Сомэцукэ (бело-синюю керамику и фарфор).

Многоуровневая коробка для еды. Фарфор, надглазурная роспись. Фрукты и сцены из китайской мифологии. Аоки Мокубэй, начало XIX века. Музей Виктории и Альберта. Лондон

Сюжеты мастер брал из китайской прозы, поэзии и даосских текстов. Частым был мотив цветов и птиц. Вся поверхность изделий заполнялась надглазурной и подглазурной росписью, черепок практически не проступал.

Возрожденный Кутани или Ёсидая (吉田屋) 1824-1831 гг.

Стиль получил название от «The Yoshidaya Kiln Company» — компании, основателем которой был Тоёта Дэнуэмон 4-ый (бизнес-псевдоним Ёсидая). После упадка печей Кутани Дэнуэмон 4-ый решил инвестировать в фарфор и возродить Ко-Кутани, взяв за основу стиль Аотэ, напоминающий Ко-Кутани.

Для достижения цели были приглашены в знаменитые художники-керамисты — Хонда Тэйкити и Аоя Гэнуэмон.

Стилистические особенности фарфора Ёсидая заключались в четырёхцветности изделий — зеленый, синий, фиолетовый и желтый. Последний использовался как фоновый цвет и часто покрывался ритмичным рисунком (точки, цветы и т.д.).

Как и в фарфоре Мокубэй, в Ёсидая не было проступающих сквозь надглазурную роспись участков белого черепка изделия, вся поверхность покрывалась растительными орнаментами, изображениями цветов и птиц.  Причиной тому могла быть та же проблема, что и в фарфоре Ко-Кутани и Мокубэй — мастерам пока не удавалось достичь чистого белого оттенка черепка. Тем не менее, черный контур рисунка Ёсидая стал тоньше, а сама роспись детализированной в сравнении с Ко-Кутани.

Сосуд с крышкой Ёсидая © new.liveauctioneers.com

На протяжении своего семилетнего существования, компания Ёсидая испытывала финансовые трудности. Дело становилось нерентабельным, а владельцы компании сменяли друг друга, передавая наследнику всё большие долги. В конце концов Дэнуэмон 7-ой, не справившись с положением дел, продал дом и семейный бизнес в 1833 году.
Однако, вклад компании Ёсидая несмотря ни на что велик и стиль Ко-Кутани получил развитие. И поныне существуют мастера, создающие фарфор в стиле Ёсидая.

Иидая (飯田屋) 1830-1845 гг.

Миямото Уэмон купил печь Ёсидая у Дэнуэмона 7-го и нанял прекрасного рисовальщика Иида Хатироэмон. На тот момент Иида уже получил опыт росписи ака-э («красная картина») в печах Миндзан, работая у Миямото Уэмона. В Кутани он становится основателем стиля Хатиродэ или Иидая.

В стиле Иидая использовалась роспись красным по белому фарфору с орнаментальными мотивами золотой краской. Черепок фарфора и в то время не отличался белизной, но в сочетании с красной и золотой красками этот «дефект» не требовалось маскировать. Иида Хатироэмон был искусным рисовальщиком и его изделия характеризовали тонкость линии и детализация декора — цветы и птицы, разнообразные растительные и геометрические орнаменты, пейзажи.

Блюдо Иидая © ebth.com

Декорирование ака-э в то время уже было весьма популярным, однако, красный цвет Иидая более насыщенный, формы изделий более мягкие по силуэту, а прорисовка деталей очень тщательная и кропотливая. Печь Миямото производила не только изделия Иидая, но и Ёсидая и Ко-Кутани. Наряду с чашами для чая, и утвари для чайной церемонии создавались сосуды для сакэ.

Эйраку (永楽) 1865-1868 гг.

Художественный стиль Эйраку стал частью «семейства» стилей Кутани, когда мастер в 12-ом поколении Эйраку Вадзэн (1821-1896) прибыл из Киото, чтобы управлять печью Миямотоя, где существовал до этого стиль Иидая. С приездом мастера печь была переименована в Кутанихон.
Кинрандэ или «золотая парча» — название техники росписи золотыми арабесками по красному фону (часто в сочетании с техникой Сомецукэ — бело-голубой фарфор), известного с XVI века, создаваемого китайскими мастерами специально для Японии. Иногда этот же термин используется для японского фарфора с аналогичным декором — Кинрандэ Имари. Эйраку Вадзэн использует золотую роспись по красному фону изделий.

Эйраку Вадзен. Блюдце в стиле Кинрандэ. © www.trocadero.com

Однако, красно-золотой не единственный тип фарфора, который создает мастер. Необходимо упомянуть, что отец Вадзэна — Дзэнгоро Ходзэн (1795-1854) 11-ый освоил секрет китайского фарфора династии Мин, и на ряду с кинрандэ превосходно владел техниками Сомэцукэ (бело-голубой фарфор), селадон и др. Эти техники, как фамильное достояние и перенял Эйраку Вадзэн.

Сёдза (庄三) 1841-настоящее время

В 1841 году Сёдза (1816-1883), как и его предшественники, был приглашен в Кутани для развития фарфорового производства.

Он использует все перечисленные выше стили в одном изделии, чтобы создать богато украшенные, филигранно выполненные работы, которые быстро стали популярны на западе. Изделия Сёдза так пришлись по вкусу европейцам, что отныне именно его стиль стали считать «истинным» Кутани, а самого мастера Отцом Кутани. Из его мастерской вышло много прекрасных мастеров — Касами Яитиро, Такэгоси Дзэмбэй I, Токуя Сандзи, Накагава Дзинсаку, Исо Эмон, Накано Тюдзи.

Блюдо Сёдза © kutani-mus.jp
Блюдо Сёдза © kutani-mus.jp

Это были основные художественные стили печей Кутани.

Второстепенные способы декора

Аотибу — (от яп. «Синее зерно») способ оформления фарфора и керамики путем нанесения сине-зеленых точек часто в виде центрических линий. Аотибу получил свое развитие в период Тайсё (1912-1926).
При создании декора мастер должен соблюдать равномерное нажатие на кисть, чтобы точки были одного размера и располагались строго по незримому контуру рисунка. Благодаря такому способу декора, поверхность изделия становилась рельефной. В дополнение к синим точкам фарфор оформлялся изящными золотыми арабесками в виде цветов. Имеются вариации, когда вместо синей эмалевой краски используется белая (сиротибу) или золотая, а также совмещение с другими техниками, например с кинрандэ.

Бутыль для сакэ. Кутани

Гинсай — («серебро») нанесение серебряной фольги под прозрачную или цветную глазурь изделия. Также существует Юри-Кинсай — техника с использованием золотой фольги.

Как следует из определения, техника отличается от кинрандэ тем, что серебро и золото (в листах или  в порошке) наносится под прозрачную глазурь, что создает более яркое сияние росписи и у декора появляется глубина.

Ёсита Минори. Ваза с цветочным орнаментом, 2012 г. © onishigallery.com
Ёсита Минори. Ваза с цветочным орнаментом, 2012 г. © onishigallery.com

Ёсай — способ декора четырьмя цветами путём поливания поверхности изделия глазурями таким образом, что две, нанесенные рядом глазури смешиваются, создавая мягкие переходы и новые оттенки.

Техника берет свои корни в I веке н.э. в Китае, где она называлась санцай — «три цвета», и, откуда она пришла в Японию в эпоху Нара (710-794 гг.) и стала называться Нара сансай.

Ясокити Токуда III. Блюдо.© mirviss.com

Знаменитыми мастерами техники Ёсай являются Ясокити Токуда III и Хироси Сибата.

Заключение

Кутани — сравнительно молодой стиль в масштабе мировой истории фарфора, но его потенциал, свобода художественного выражения и хранение уже имеющихся традиций заслужили высокие оценки и награды на международных выставках. Изделия Кутани представлены в лучших музеях мира, а коллекционеры ищут редкие образцы Кутани на аукционах и в антикварных салонах Японии. Тем не менее, в истории стиля остается много неясного, и, возможно, уже в наши дни, нам откроется, по какой причине печи Кутани исчезли почти на 100 лет.

__________
Things Japanese: Being Notes on Various Subjects Connected with Japan (Cambridge Library Collection — Travel and Exploration in Asia)
kutani.co.jp

ishibi.pref.ishikawa.jp
onishigallery.com
gbouvier.com
new.liveauctioneers.com
kutani-mus.jp
kutaniyaki.or.jp
japansquare.com