Французский термин «клуазонэ» означает «помещенный в ячейку» и относится к перегородкам, сделанным из медной проволоки, которое припаивали к металлическому фону, чтобы разделить участки эмали разного цвета. Ячейки заполняются эмалью и обжигаются иногда по несколько раз, так как эмаль во время обжига сжимается. После обжига изделие тщательно полируется. Перегородчатые эмали впервые появились появились в Китае в XV веке и с тех пор технология изготовления изделий практически не изменилась.

Клуазонэ в Японии

Техника нанесения эмали на металлическую основу пришла в Японию из Китая в конце XVI в. и получила название «сиппо», что дает отсылку к семи буддийским драгоценностям: золото, серебро, изумруд, коралл, алмаз, агат, жемчуг, которые по поверьям приносили счастье.

Техника эмалей имела 4 разновидности: перегородчатая (клуазонэ — см. ниже), выемчатая, гравированная и расписная.

Японские перегородчатые эмали XVII-XVIII вв., во много опирающиеся на китайские образцы, отличались ограниченной палитрой слегка приглушенных тонов, четким геометрическим узором, глубоким темно-зеленым фоном.

В середине XIX в. техника эмали пережила второе рождение. Были получены многокрасочные блестящие эмали, которые плотно приклеивались к металлической основе и хорошо поддавались шлифовке.

Ваза с карпами. Хаттори Тадасабуро. Серебро, перегородчатая эмаль. Япония, Период Мэйдзи (1868-1912).

Мастер Хаттори Тадасабур великий художник «золотого века» японской эмали, конца XIX начала XX века. Входил в пятерку мастеров, получавших заказы на создание своих произведений искусства для императорского двора.

Расцвет искусства перегородчатой эмали в конце XIX в. был связан с именем знаменитого мастера Намикава Ясуюки.

Из его мастерской выходили небольшие по размеру изделия, сплошь покрытые эмалями, нанесенными с ювелирной тщательностью. Изображения цветов, птиц, бабочек, драконов и фениксов, многочисленные виды традиционного орнамента находили место в сложносплетенном кружеве узора. Применение золотой фольги под прозрачными глазурями создавало искристый мерцающий блеск полированной поверхности изделия.

__________
japproart.ru