В текстиле Японии орнамент играет роль не только декоративную, но и символическую. Взглянув на рисунок одежды собеседника, можно было узнать его статус, характер и даже угадать намерения. Геометрические, природные, анималистические… Ниже приведены некоторые разновидности орнаментов.

麻の葉: АСАНОХА


Асаноха изображает геометрический рисунок листьев конопли. Конопля уже давно является важным растением в Японии, являясь основным волокном для одежды наряду с шелком до XVII века, когда в Японии появился хлопок. Орнамент символизирует рост и хорошее здоровье. Поскольку конопля быстро растет, было принято использовать Асаноху для детской одежды, в надежде, что ребенок также будет расти быстрыми и сильными.

絞り: СИБОРИ


Сибори — это техника окрашивания тканей, где ткань завязывается особым образом толстой нитью так, чтобы после окрашивания образовался узор в виде колец. Окрашивание сибори требует много времени и умения для достижения нужного результата. Точечный орнамент, показанные выше, известны как каноко сибори.

菊: КИКУ


Хризантема или Кику в Японии является символом, отражающим долголетие и восстановление молодости. Хризантема впервые появились в Японии в эпоху Нара и стала эмблемой императорской семьи. Сегодня символ этого цветка красуется на каждом паспорте японского гражданина.

七宝: СИППО


Сиппо обозначает технику перегородчатой эмали, которая благодаря своим характеристикам получила это название, ссылаясь на семь сокровищ буддизма: золото, серебро, лазурит, агат, перламутр, янтарь и коралл. Каждое из этих сокровищ имело место на азиатском континенте, но были они редки и, как следствие драгоценны. Этот орнамент представляет собой упрощенный вариант техники перегородчатой эмали.

波: НАМИ


Нами, или «волна» использовалась как символ богов морей и представляет собой сильные изгибы вспененных волны. Этот орнамент также был на стягах и броне воинов эпохи Сэнгоку («эпоха воюющих провинций»).

唐草: КАРАКУСА


Рисунок Каракуса или «арабески» является заимствованным у природы и изображает плоды и листья, стебли и усики растений. Это символ вечности, а иногда и символ семейного наследия, как семейное дерево в Западной культуре.

青海波: СЭЙГАИХА


Сэйгаиха означает «синие волны океана». Этот узор был использован в Египте, Персии и по всему миру. Есть версия, что слово «Сэйгаиха» происходит от названия древнего японского придворного танца. В древние времена его использовали для привлечения благоприятных событий. Он является символом мира и удачи.

縞: СИМА


Этот узор был привезен с островов за пределами Японии. В Японии он получил имя сима, в переводе «полоса». Этот узор часто носили верхние классы аристократов. Цепочный узор сима также известен как Йосивара сима, имея в виду «район красных фонарей» в Эдо, где он был особо популярен. Йосивара сима символизирует, как город привлекает и приковывает к себе, словно цепью. Также этот узор может указывать на цепи, которые соединяют общество в единое целое.

小紋: КОМОН


Комон означает «мелкий рисунок», и это название орнамента, который состоит из множества мельчайших деталей, а издалека выглядит, как сплошной цвет. Узоры комон изначально использовался только для церемониальных одежд. Комон в наши дни используется в основном в тканях для кимоно.

亀甲: КИККО


Кикко означает «панцирь». Изначально, эта шестиугольная геометрическая конструкция орнамента пришла из Западной Азии. Черепаха олицетворяет долголетие в Японии и ткань с таким рисунком несет пожелание долголетия и здоровья.

格子: КОСИ


В период Эдо Коси — общее название для решеток из дерева или бамбука, что составляли основу конструкции сёдзи — раздвижных дверей. Жерди коси был установлены горизонтально и вертикально, создавая такой рисунок. Коси с толстыми линиями олицетворяет собой власть; с более тонкими линиями — элегантность.

石畳: ИСИДАТАМИ


Исидатами также известен как Ичиматумойо (клетчатый узор). Благодаря своей простой конструкции, исидатами был использован во множестве интерпритаций на протяжении многих столетий. Каждая новая разработка узора был продиктована модными тенденциями эры.

雲&雷: КУМО И КАМИНАРИ


В древние времена, этот рисунок назывался унки («облачный воздух»), потому что он напоминает то, как растут облака, которые спускаются с гор. Теперь, его называют кумо, что означает «облако». Название орнамента каминари пришло из древнего китая, и представляет собой стилизованные молнии.

立涌: ТАТИВАКУ


Тативаку называют рисунок, напоминающий поднимающий пар. В период Хэйан изготовление ткани с этим рисунком требовало сложной технологии и затрат. Поэтому такая ткань использовалась исключительно на одежду для высшего сословия. Существуют различные виды комбинаций с другими орнаментами.

矢絣: Ягасури


Ягасури изображает оперение стрел и дает отсылку к искусству владения луком, важнейшему навыком Древней Японии, который дошел до наших дней в виде спорта. Одежды с орнаментом ягасури часто надевают на выпускные вечера и свадьбы. Он символизирует упорство и решимость.

__________
kirikomade.com