С июля по ноябрь 2010 года в Токийском Музее Томо прошла уникальная выставка современных мастеров керамики. Оригинальный текст Роберта Йеллина для «The Japan Times».

В Музее Томо разместилась подземная сцена эстетической драматургии чая

Путь чая на протяжении веков был краеугольным камнем японской культуры и эстетики. Старинная японская пословица гласит: «Если в человеке нет чая, он не способен понять истину и красоту».

Мир чая включает в себя потрясающие сады, чайные комнаты для созерцаний, сезонные цветы, вкусную еду и разнообразные чаши, сделанные из бамбука, лака, стекла, но чаще из глины. Последний материал, являющийся самым разнообразным и используется в «Тя-но-ю» (Путь Чая) на протяжении всей своей долгой истории.

Тема выставки

Как современные керамисты адаптировали к сегодняшнему дню свои чаши для чая — вот тема самой замечательной выставки, проходящей сейчас в Музее Томо в Токио. Называется она «Награды Музея Томо. Современная Керамика Чайной Церемонии: Свободное Творчество и Нестандартное Использование».

С 2006 года Музей Томо проводит биеннале, на которые приглашает выбранных им художников для создания произведений на заданную тему. В этом году представлены 29 художников – впечатляющая группа из самых известных и выдающихся керамистов, включая двоих, которым присвоено звание «Живое Национальное Сокровище»: Сэкисуи Ито с его работами из красно-охристой глины и Осаму Судзуки, с его глазурованными работами Сино и представителя 15-го поколения гончаров из Киото Раку Китидзаэмон.
Как всегда, драматургическое построение пространства Музея Томо приводит экспозицию к жизни, словно каждый из экспонатов это актер на сцене.

Чаша для чая. Раку Китидзаэмон XVI © musee-tomo.seesaa.net

Главные роли были отданы пяти художникам, каждый из которых получил заслуженную награду.

«Время молчания», селадон, 2003 г. Сэйхару Фуками

Шаг за шагом, спускаясь по лестнице в зал экспозиции, как в пещеру, вас встречают работы двух лауреатов премии, ярко-горящие оранжевые тяван Сино автора Судзуки и блестящий зеленовато-голубой меч, похожий на скульптуру от маэстро глины Суэхару Фуками.

Даже с учетом ограниченного обзора, в чаше для чая Судзуки в ее уверенной форме и скупой глазуровке можно увидеть шедевр, который будет идеально сочетаться с изумрудным оттенкам взбитого маття.

Не смотря на то, что тяван предполагается держать в руках, досадно, хоть и понятно, что никому не будет позволено исследовать ее более тесно.

Акт первый

Меч Фуками организовывает пространство, словно, устанавливая границу выставки. Великолепная и оригинальная техника скользящего литья позволила Фуками создавать уникальные формы, что принесло ему бесчисленные награды как в Японии так и по всему миру.

Пространство экспозиции обставлено следующим образом: обходя угол, нас встречает ослепительный закручивающийся подиум с глиняными чашами для чая. Здесь мы находим трио в исполнении Такахиро Като, которое включает в себе три образца разных глазурей — Сино, Черный Орибе и Желтый Сето. Дед Като, Токуро Като (1898-1985) был легендарным и неоднозначным мастером гончарного искусства XX века.

Акт второй

Во втором акте этой чайной драматургии представлены следующие работы: спокойная чаша из белого фарфора автора Акихиро Маэта; работа Йу Окада, гончара в восьмом поколении стиля Хаги; великолепные изумрудные глазури от ветерана керамики Сето керамиста Киёюки Като; захватывающий дух дуэт чаш Раку Китидзаэмона и две работы дикаря мира японской керамики, 72-летнего Рёдзи Койе.

Граненая чаша из белого фарфора, 2010 г. Акихиро Маэта © musee-tomo.seesaa.net

И снова, как и на всех выставках, проходивших когда-либо в Музее Томо, освещение просто превосходно и каждая ваза словно крадет ваше внимание у каждого из своих достойнейших соседей.

Акт третий

В третьем акте вдоль стены появляется рельефная портативная печь для обжига Бидзен одного из революционеров стиля Бидзэн Рюити Какурэдзаки, три небольших селадона, так называемые «чайные чаши для путешественника» автора Синобу Кавасе и аппетитно глазурованные сосуды заслуженного лоуреата Моритоси Токусава.

На соседней стене одиноко, но царственно разместилась серо-голубая глазурованная чаша, которая представлена на форзаце каталога выставки. Она чиста и бессмертна в своей красоте, создана заслуженным лауреатом экспозиции, одной из трех женщин-художников, представленных ныне в Музее Томо, Матико Огава. В экспозиции представлены работы еще двух женщин-гончаров — Сёко Койке и Дзюнко Китамура, мужу последней, Йо Акияма, была вручена заслуженная награда за его работу.

«Напряжение и переход», 2010 г. Йо Акияма © musee-tomo.seesaa.net
Чаша. Имаидзуми Имаэмон.

Выставка завершается огромными экспонатами, каждый из которых еще более ошеломляющий, чем последующий и каждый из них уверенно уносит комнату для чайных церемоний в мир космоса и магии.

Творческое видение каждого художника на этой поистине великолепной выставке заслуживают нескончаемых оваций.

__________
search.japantimes.co.jp