Тати (太刀) — в переводе с японского «длинный меч», получивший распространение в IX-XI веках в Японии, является видоизмененной формой меча типа кэн.

Портрет Моримото Гидаю Такатоси. Автор Куниёси 1797-1861. Графюра.

Божественное начало

Тории Киёмасу II. Сусаноо-но-Микото, убивающий восьмиглавого дракона. Гравюра. 1748 г.

Во многих традициях мира, в том числе и японской, меч является божественным символом мира и справедливости и призван защищать, нежели атаковать. В виду своей божественности, меч является одним из атрибутов буддизма и синтоизма и связан с архетипом дракона.

Первый божественный меч, как гласит японская мифология, был Амэ-но-муракумо-но-кэн (天叢雲剣) «драгоценный небесный меч, собирающий облака» или, как его стали называть позже Кусанаги-но цуруги (草薙剣) «меч, скашивающий траву». Появился он из хвоста восьмиглавого и восьмихвостого дракона, которого хитростью сразил спустившийся на землю бог Сусаноо-но-микото и подаривший его в последствии своей старшей сестре богине солнца Аматэрасу-но-оомиками. Она же в свою очередь подарила его своему внуку, принцу Ямато и с тех пор меч Кусанаги-но-цуруги является одной их трех регалий (две другие — бронзовое зеркало и яшмовая подвеска магатама) императорской власть Японии. Меч этот был прямым и обоюдоострым с рукоятью в виде ваджры, древнего священного буддийского жезла, который символизирует мудрость.

Тема меча и дракона неразрывно связаны и кузнецы часто украшали лезвия мечей, гарды и ножны китайским огненным драконом курикара, обвивающего клинок с рукоятью-ваджрой. Такое изображение должно было нести оберегательный характер и наделять владельца мудростью в использовании клинка.

На видео выше можно увидеть один из способов использования символьной пары меч-дракон: с одной стороны клинка изображался только дракон, с другой меч.

Появление мечей типа тати

В ходе археологических раскопок древних курганов удалось установить, что первые японские мечи ковались еще во II век до н.э. В VI веке Япония впитывает культуру, письменность и буддизм из Китая. Оружие также была заимствовано у континентальных соседей. Первыми клинками, которые ковались при дворе китайскими кузнецами были мечи дзянь, в японской транскрипции «кэн» (до этого периода мечи назывались «цуруги»). Мечи кэн имели обоюдоострый клинок и по форме были прямые. По сей день такого типа мечи хранятся в синтоистских храмах как атрибуты культа.

Переход от мечей кэн к мечам тати происходил постепенно. Сначала клинок перестал быть обоюдоострым, а затем появились клинки с изогнутым лезвием. Японские кузнецы оттачивали мастерство ковки и перерабатывали форму, изгиб и длину меча так, чтобы в бою ими было максимально удобно орудовать.

В IX-X вв. тати стали наиболее распространенными, хотя и оставались ценители старины, носившие на поясах мечи типа кэн. К XI веку японские тати стали столь популярны благодаря своему превосходному качеству, что из Китая отправлялись торговые миссии, чтобы привезти эти мечи на континент.

Атрибут ранга самурая

Тати могли отличаться по цвету и убранству ножен, соответствуя рангу воина. Всего насчитывается более двенадцати типов. Самураи начиная с пятого ранга носили сиротати «белый тати» или «серебряный тати», воинам рангом ниже полагалось носить «черные тати» куроцукури. Также имело место быть назначение меча. На празднества принято носить богато украшенные тати с инкрустацией и драгоценными металлами, а на похороны черные без декора.

Отличие тати от катаны

Тати, в отличие от катаны, не засовывался за пояс, а подвешивался на него в предназначенной для этого перевязи (Аси). Самураи носили катану как часть гражданской одежды, кроме того, катана была намного легче и на поле боя не справлялась с перерубанием доспеха. Тати же, наоборот, был частью военных доспехов и с легкостью мог рубить слабые стороны защиты противника. В паре с тати было более обычным носить танто — небольшой прямой меч без цубы (гарды). В паре с катаной же носили вакидзаси.
Тати носили на поясе режущей кромкой вниз, катану — вверх. Стоит ли говорит, что и способы обращения у обоих типов меча были разными? Катана в виду своей легкости позволяла самураю быть проворным и быстрым, но не наносила столь ощутимых повреждений на поле боя, когда противник облачен в доспех. Тати же более тяжел и зачастую даже ножны были изготовлены из металла. В условиях полной боевой экипировки воина его движения становились резкими, рубящими. Тут уж не до изящного владения мечем, когда на тебе надето столько стальных пластин, а меч тяжелый и длинный.

Тати периодов Эдо и Мейдзи

В мирную эпоху Эдо, тяжелые доспехи и японские мечи этого типа обосновались в родовых храмах и замковых хранилищах. Впрочем, этот японский меч продолжал оставаться непременным атрибутом придворным аристократии, постепенно вырождаясь как оружие и все больше становясь украшением и символом былой ратной славы.

Цукиока Ёситоси . Покушение Юкимуры на Токугава Иэясу. Фрагмент гравюры. 1872 г.

В эпоху Мейдзи, когда Япония стала открытой страной, а ношение оружия сошло на нет, мечи ковались исключительно как предметы искусства и становились частью коллекций как японских так и европейских коллекционеров.

__________
Синицын А.Ю. Оружие и боевое снаряжение японских самураев. Каталог коллекции МАЭ. СПб., 1999. -160 с. ISBN 5-88431-008-0
Мифы и легенды народов мира // Восточная и Центральная Азия: Сборник. — М.: Литература; Мир книги, 2004. — 448 с. ISBN 5-8405-0647-8

artic.edu