Жущиховская И.С. История керамики Восточной Азии. Уч. пособие. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2001.

Учебное пособие представляет собой краткий обзор истории керамики и керамического производства в странах Восточной Азии – Японии, Китае и Корее. Восточная Азия является древнейшим в мире центром гончарного искусства. Самая ранняя керамика появилась здесь около 13 тысяч лет назад. Технологические и художественные достижения мастеров керамики и фарфора Восточной Азии по праву вошли в сокровищницу мировой культуры. Книга является первой русско-язычной сводкой материалов по истории керамики Восточной Азии с древнейших времен до 19 века. Для студентов факультетов гуманитарного и художественного профиля, а также для всех, кто интересуется историей и культурой Восточной Азии.

Введение

Керамика – первый искусственный материал в истории человечества. Еще в первобытную эпоху люди научились использовать полезные свойства глины – ее удивительную пластичность при соединении с водой, способность высыхать на воздухе и сохранять заданную форму, а затем под действием огня превращаться в новое вещество, которое мы и называем, собственно, керамикой. Герметичность и термостойкость керамики были по достоинству оценены уже в глубокой древности. Именно поэтому самое широкое применение и популярность керамика получила в сфере изготовления различного рода контейнеров, столь необходимых в хозяйстве и быту любого народа.

По данным современной науки, зарождение технологии изготовления керамической посуды следует связывать с регионом Восточной Азии. 13–10 тыс. лет назад, на рубеже двух культурно-исторических эпох – палеолита (древнего каменного века) и неолита (нового каменного века) первобытные обитатели Японских островов, южной части российского Дальнего Востока и Восточного Китая научились лепить из глины сосуды, обжигать их в костре и получать достаточно прочные герметичные контейнеры для приготовления пищи, хранения продуктов и других хозяйственно-бытовых целей. Древнейшая глиняная посуда была примитивной по форме, отделке, хрупкой из-за низкотемпературного обжига, однако это был уже первый шаг в длительной истории гончарного мастерства, ставшего важным элементом человеческой культуры и до настоящего времени сохраняющего свое значение.

Япония, Китай, Корея – страны традиционного высокоразвитого гончарства. По своему географическому положению Восточная Азия принадлежит к «золотому поясу» мирового гончарства. Этот пояс соответствует субтропическим, низким умеренным и высоким тропическим широтам. Кроме Восточной Азии, к этому поясу относятся такие древние самобытные центры искусства керамики, как Индия, Средняя Азия, Ближний Восток, Северная Африка, Средиземноморье, Центральная Америка. Все эти регионы обладают оптимальными условиями для развития гончарства: благодатный климат «золотого пояса» позволяет заниматься производством керамики от 5 до 12 месяцев в году, и именно здесь сосредоточены богатейшие в мире месторождения высококачественных керамических и фарфоровых глин. Кроме того, в районах «золотого пояса» население еще с древних времен занималось земледелием, вело оседлый образ жизни, что определяло достаточно высокие запросы к материальному обеспечению хозяйственно-бытовой сферы и, соответственно, способствовало процветанию гончарства как одного из основных производств, обслуживающих эту сферу.

Возникнув в Восточной Азии в глубокой древности, искусство изготовления керамики прошло многотысячелетний путь постоянного совершенства и освоения новых технологических рубежей. В истории керамики каждой из названных стран есть своя специфика и целый ряд интересных, заслуживающих внимания страниц. Настоящее учебное пособие представляет собой краткий очерк истории керамического производства Восточной Азии. В работе рассматриваются основные этапы развития гончарства от его зарождения около 13–9 тыс. лет назад до
18–19 веков нашей эры, когда уже полностью сформировался тот комплекс технических средств, технологических приемов, структурно-организационных стандартов, которые мы называем традиционными.

Источники изучения истории керамики и гончарства Восточной Азии разнообразны. Для наиболее ранних периодов, соответствующих эпохе первобытного общества, такими источниками являются материалы археологических исследований. Это обнаруженные в процессе раскопок древних стоянок и поселений керамические изделия, инструменты гончаров, остатки обжигательных сооружений. Керамическое производство более позднего времени, когда общество существует и развивается уже в рамках государства, представлено не только выразительными материальными свидетельствами, полученными с помощью той же археологии, но и письменными данными – различными описаниями, летописными сведениями, документами, имеющими отношение к гончарному делу и его продукции. О мастерстве изготовления керамики в Китае, Японии и Корее в эпоху средневековья можно также узнать из произведений художественной литературы и живописи, рассказывающих о труде гончаров, о красоте их изделий.

В учебном пособии рассматривается история не только керамики, но и фарфора как двух основных, тесно связанных между собой видов гончарной продукции. Термин «керамика» в его прямом значении относится к изделиям, изготовленным из обычных или высокосортных керамических глин и обожженным при температуре от 600°С до
900–1000°С. По технологическим признакам к керамике очень близки фаянс и майолика. Фарфор представляет собой особый вид гончарных изделий, отличающийся от керамики по характеру сырья и температурному режиму обжига (до 1300–1350°С). Однако технология изготовления фарфора – это производное от технологии изготовления керамики, своего рода квинтэссенция мастерства работы с глинистым материалом. Появлению первых фарфоровых изделий предшествовали многие тысячелетия практического постижения свойств уникального природного сырья и секретов его обработки. Поэтому история фарфора неотделима от истории керамики и является ее составной частью.

Как и любое другое производство, гончарство существует и развивается в конкретных исторических и социально-экономических условиях. Культурный уровень, технический потенциал, материальные и духовные потребности общества определяют требования к продукции керамической отрасли. История керамики, керамического производства того или иного народа неразрывно связана с его общей историей. Особенности развития керамики Восточной Азии с древнейших времен рассматриваются на фоне краткой исторической характеристики каждого отдельно взятого периода.

При написании работы были использованы зарубежные и отечественные публикации по истории гончарства стран Восточной Азии, а также авторские материалы по данной теме, собранные во время поездок в Японию, Китай и Корею. Следует заметить, что это первая публикуемая на русском языке сводка данных по истории керамики Восточной Азии с древнейших времен до 19 века.

Автор выражает искреннюю благодарность сотрудникам Музея биологии моря при Институте биологии моря ДВО РАН, оказавшим большую помощь в технической подготовке книги для публикации.